Вот одна из самых главных страниц этого сайта. Почему одна из самых главных, потому что именно эта информация окажется для вас самой ценной при каждой игре на гитаре. Я долго думал куда будет логичнее разместить эту информацию в отдельный урок или все таки создать вот такую отдельную страницу. И решил, сами аккорды все таки вывести на отдельную страничку.

  Итак ниже будут аккорды и их количество будет расти. Сразу хочу ввести некоторые обозначения для того чтобы рисунки на которых будут нарисованы аккорды были понятны тому кто на них смотрит. На рисунках нарисован гриф гитары, горизонтальные линии обозначают струны, вертикальные порожки (см. описание гитары). Буквами я обозначил на какое место грифа нужно поставить палец, чтобы получить желаемый результат. У — указательный палец, С — средний палец, Б — безымянный палец, М — мизинец. Так же необходимо учесть, что постановка пальца на струну должна осуществляется тоже не лишь бы как. Необходимо зажать струну таким образом чтобы этот палец не касался более ни одной струны, т.е. стержень пальца должен быть перпендикуляром к плоскости грифа. Палец зажимающий одну струну может касаться другой струны лишь в двух случая: если речь идет о аккорде баре (о них будет упоминание позже на этой странице), либо если эта струна далее от головки грифа зажата другим пальцем и нет преград для чистого звучания ноты.

  Так же нельзя забывать про постановку большого пальца с другой стороны грифа. Этот палец является опорой при постановке аккорда и если поставить его не правильно, то как минимум будет очень сложно держать струны прижатыми к грифу, и как максимум это будет совсем не возможно. Кроме того при большой потери энергии на зажатие аккорда рано или поздно произойдет момент когда вы больше не сможете его держать и хорошо, если музыкальная композиция, которую вы исполняете успеет закончиться. Вообщем большой палец необходимо держать в основном упираясь первой фалангой в тыльную сторону грифа. В основном, потому что есть несколько аккордов при зажатии которых гриф обнимается полностью большим пальцем. Зависит это от того как расположен указательный палец, если провести прямую от подушечки указательного пальца перпендикулярно плоскости грифа, то она будет упираться либо в подушечку большого пальца, либо в начало первой фаланги.

  Ну вот вообщем-то и сами аккорды:

  С – До мажор
  Am – Ля минор
  E – Ми мажор
  Dm – Ре минор
  G – Соль можор

 

  И еще важная информация о том как же все таки строятся аккорды. Какова природа аккорда.

  Я думаю, что здесь необходимо начать с рисунка 1. Дело в том, что для того, чтобы разобрать в том как получается аккорд вам нужно еще кое что знать. По мимо нот которые изображены на рисунке 1 существуют еще такое понятие как тон и пол тона, так вот смещение на пол тона от ноты (а это смещение на один лад) дает нам эту же ноту только диез (#) (выше на пол тона) либо бемоль (b) (ниже на пол тона), в итоге это выглядит так:

   К сожалению рисунок получился очень грамозский и по этому видно его плохо. рекомендую его изучать кликнув на него и после пере хождения на страницу где он расположен кликните на него еще раз.

  Далее нам необходимо ввести кое какие обозначения:

Интервал — перемещение на 1 лад

Секунда — перемещение на 2 лада

Терция — перемещение на 3-2 лада (зависит от нот (тоны и полутоны))

Чистая кварта — перемещение на 4 лада

Чистая квинта — перемещение на 5 ладов

Септима — перемещение на 7 ладов

Октава — перемещение на 12 ладов

  И на основании всего выше изложенного получаются две схемы:

Схема мажорного аккорда:

первая нота  — басовая, любая из 12 (определяется тональностью самого аккорда!)
вторая нота  — на септиму выше (на 7 интервалов (ступеней) вверх)
третья нота  — на 1 октаву вверх (на 12 интервалов (ступеней) вверх)
четвертая нота  — на 16 интервалов (ступеней) вверх
пятая нота  — как и вторая нота, только на октаву выше (на 19 интервалов (ступеней) вверх)
шестая нота  — на 2 октавы выше (на 24 интервала (ступеней) вверх)

Схема минорного аккорда:

первая нота  — басовая, любая из 12 (определяется тональностью самого аккорда!)
вторая нота  — на септиму выше (на 7 интервалов (ступеней) вверх)
третья нота  — на 1 октаву вверх (на 12 интервалов (ступеней) вверх)
четвертая нота  — на 15 интервалов (ступеней) вверх
пятая нота  — как и вторая нота, только на октаву выше (на 19 интервалов (ступеней) вверх)
шестая нота  — на 2 октавы выше (на 24 интервала (ступеней) вверх)

   Пятая и шестая ноты из аккордов могут выпадать.

  Аккорды баре

  Пришло время поговорить о аккордах баре. Дело в том, что аккорды баре это те же аккорды, которые вам уже привычны после всего того, что вы изучили, но в другой тональности. Например есть уже известный аккорд «Ля минор» Am

 

 

 

 

 

и есть тоже аккорд «Ля минор» Am в другой тональности. Здесь как мы уже привыкли «У» — указательный палец. «С» — средний и т.д. Как вы уже заметили аккорд зажат начиная ни с первого лада как все предыдущие, а с пятого. Вы спросите, почему столько букв «У», отвечаю: это значит перекрыть все шесть струн указательным пальцем по ладу. Рекомендую с начала зажать, то что нарисовано указательным пальцем, отработать все шесть струн на звучание. Нужно чтоб звучали все струны чисто и красиво и когда вы уже будете уверены, что баре зажимаете хорошо, тогда отрабатывайте остальные пальцы.

  В подкрепление предыдущей информации про «как же все таки строятся аккорды. Какова природа аккорда.» хочу выложить пару аккордов без названия, без названия потому что зажатые на разных ладах эти аккорды будут разными. Позже я объясню, что я хочу сказать.

  Если зажать 1 вариант (тот который с верху) на третьем ладу, то это будет G, а если на пятом, то Am.

  Пользуйтесь на здоровье.


21 комментарий

  1. Ещё будет удобным, показать общий принцип минорного и мажорного аккордов, и в соответствии с расположением нот относительно струн. станет понятным, как ставить аккорды в разных октавах, используя весь гриф гитары. До 15-24 ладов.

  2. Бесспорно это основные аккорды 🙂 НО, надо понимать принцип построения аккордов в целом.

  3. Узнал сам кое что новое 🙂 главное понять, что аккорд это в первую очередь — трехзвучее.

    • «ук» — это указательный палец, остальными буквами обозначены остальные пальцы соответственно. Вертикальные и горизонтальные полоски на которых располагаются пальцы — это струны и лады. Т.е. на картинке мы смотрим на гриф (причем смотрим не глазами гитариста, а глазами стороннего наблюдателя). В результате расчет ладов идет не с лева направо, а с права налево. Вообщем если предположить, что лад на котором стоит «ук» — (например) 5-ый, то следующий (левее) лад 6-ой, а следующий т(еще левее) — 7-ой. Поэтому пальцы расположены именно так и не иначе.
      Спасибо за вопрос.

  4. Я совсем недавно начал учить аккорды и выучил постановку пальцев левой руки, но не могу понять как играть правой.

    • Уважаемый Булат, прошу прощения за то, что ответ вам пришлось ждать так долго. И может быть он вам уже не нужен, но я все же отвечу. Для того чтобы определиться с тем, что же делать правой рукой при игре на гитаре, изучите пожалуйста раздел моего сайта http://gitarofplay.ru/?page_id=126. Большое вам спасибо за обращение. Обещаю впредь отвечать быстрее.

  5. Если лад это полутон, разве терция это 3- 2 лада?? А кварта 4 ?? А септима7 ?? Может что-то не поняла??

    • Уважаемая Дина, замечательный вопрос. В данном контексте, который представлен на этой странице речь идет о малой терции. Дело в том что Терция — это музыкальный интервал шириной в три ступени. И существует несколько разновидностей терции — большая, малая, увеличенная и уменьшённая. (более подробно на Википедия — https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B8%D1%8F_(%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D0%BB)).
      Так вот малая терция — интервал в три ступени, содержащий полтора тона. Т.к. один лад — это пол тона, следовательно полтора тона три лада.
      Буду очень рад новым вопросам. И извините, что долго отвечал.

  6. Да, для человека смотрящего впервые на все эти картинки кажется лес непролазный. Но видимо надо просто понять что к чему. Как в ПДД билетах, там тоже по началу кажется лес).

    • Конечно Владимир! Во всем нужно разобраться. Даже мне чтоб сейчас, спустя четыре года после опубликования всего этого контента, придется разораться чтобы понять что я тут написал и нарисовал. Поэтому начните с меньшего и идите к большему как и в любом другом деле. А помощником для вас станет искреннее желание все это уметь и знать. Желаю вам удачи в этом не легком, но приятном деле! Приятном потому что делается оно абсолютно добровольно.

  7. Спасибо за материал!
    Но вопросы все еще остаются. Насколько мне известно, аккорда C-dur, например, существует не один вид. В представленном виде он начинается с доминанты соль. Знаю вариант, где начинается с открытой струны Ми.
    Так, вот, если написан аккорд C-dur в тексте, как понять который из них играть? Как самому составить аккорд? А все эти переносы по грифу…
    Немного сумбурно, но надеюсь мысль понятна. Полтора года проучилась в музыкальной школе, но все чему научилась — игре по нотам. Аккорды — больная тема.

    • Уважаемая Нана, я к сожалению (а может к счастью) в музыкальной школе ни разу не был и все мои знания переданы мне другими людьми, которые в свою очередь в музыкальных школах тоже не были. По этому возможно наши понимания аккорда могут отличаться друг от друга. В общем сразу должен заметить, что не согласен с тем, что в данном виде у аккорда «С» доминанта соль. Я привык думать, что в аккорде «С» в любом его виде доминанта нота до. Дело в том, что в моем понимании доминанта аккорда не всегда исходит с шестой струны, она может исходить и с пятой и даже с четвертой. Может быть я сейчас объясню не научно, но по другому не умею — все зависит от того какой аккорд ставиться на грифе. Т.е. если мы представим аккорд «E» (http://gitarofplay.ru/wp-content/uploads/2012/02/%D0%9C%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D0%B6%D0%BE%D1%801.jpg) Ми мажор. В нем все «не открытые» ноты (т.е. ноты на зажатых пальцами струнах) строятся на верхних струнах и доминирующая нота будет исходить с шестой струны, тоже самое в аккорде «G» (http://gitarofplay.ru/wp-content/uploads/2012/02/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%BC%D0%B0%D0%B6%D0%BE%D1%801.jpg). А вот если мы с вами рассмотрим аккорды «Am» ля минор (http://gitarofplay.ru/wp-content/uploads/2012/02/%D0%94%D0%BE-%D0%BC%D0%B0%D0%B6%D0%BE%D1%803.jpg) и «C» до мажор (http://gitarofplay.ru/wp-content/uploads/2012/02/%D0%9B%D1%8F-%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%802.jpg), здесь аккорды строятся на один лад ниже и доминирующей нотой является та, которая исходит уже не с шестой струны, а с пятой. В аккорде «Dm» Ре минор (http://gitarofplay.ru/wp-content/uploads/2012/02/%D0%A0%D0%B5-%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%801.jpg) не открытые ноты строятся еще ниже и доминирующей нотой становиться та, которая исходит с четвертой струны.
      В итоге если посмотреть, то наблюдается закономерность, что доминирующей нотой (по моей системе) становиться та, которая и дает название аккорду, например нота «С» До в аккорде До мажор или «G» Соль в аккорде Соль мажор или «A» Ля в аккорде Ля минор.
      По этому если в тексте пишется аккорд «С» до мажор, то играть можно любой какой вы знаете, выбор обычно осуществляется по принципу максимальной близости к исходному положению, т.е. если вы на данный момент играете аккорд (любой) на первом ладу и вам необходимо сменить аккорд на новый (тоже любой) вам будет не удобно зажать этот новый аккорд на 7-ом ладу, скорее всего вы его зажмете тоже не далее третьего чтобы не терять время на переход руки с перового лада на 7-ой. А само звучание будет примерно одинаковым у одного аккорда во всех вариациях. Не профессионал вообще на вряд ли отличит что зажат не один вариант аккорда, а другой.

      Как же самому ставить аккорд? Если я правильно понял вопрос, то вы хотите узнать как же зная нужную ноту сформировать аккорд с нуля. Если же я понял не правильно, то поясните в комментариях ниже. Так вот на этот вопрос ответ содержится на этой странице и судя по тому, что он возник следует что вам что-то не понятно. Поясните что именно и я постараюсь вам пояснить.

      Далее… Переносы по грифу.
      Нот как известно всего 7. А если посчитать «Мест расположения нот на грифе» то их получается гораздо больше 6 струн, 12 ладов (в общем много). Все эти ноты располагаются по грифу и естественно повторяются отличаясь каждый раз от той же ноты в предыдущем месте актавой. Т.е. если начать с открытой 6-ой струны и двигаться в сторону 12-ого лада, перейдя за тем на пятую и т.д. струну, нота «Ми» (открытая струна 6) будет попадаться аж 8 раз и каждый раз на актаву выше предыдущего. Как на рисунке 1 (http://gitarofplay.ru/wp-content/uploads/2012/02/%D0%9D%D0%BE%D1%82%D1%8B-%D0%BD%D0%B0-%D0%B3%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%B5.jpg). Соответственно нотам и аккорды по грифу попадаются не единожды все зависит в какой тональности вы хотите исполнить композицию.

      Надуюсь понятно объяснил. И огромное вам спасибо за вопрос!

      • Огромное спасибо! В голове прояснилось.

        Действительно, проиграв несколько вариантов аккорда C, поняла, что его звучания очень и очень похожи, существенной разницы нет. Разве что чуть выше, чуть ниже звучит, что придется учитывать. (Ох, уж эта привычка переносить все на пианино, там сменишь порядок одних и тех же нот — абсолютно другое звучание).
        Насколько я сейчас поняла, в гитаре не важно с какой ноты начать аккорд, главное, чтобы он включал в себя только звуки нужной тональности?

        А про доминанту прошу прощения, что вам пришлось столько расписать. Под доминантой я имела в виду не доминирующую ноту, а всего лишь 5-ю ступень лада, в до мажоре — соль)

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.